Музейная педагогика
Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей предметно-пространственной среды ГБДОУ
“В процессе обучения должны быть задействованы
ум, сердце и руки ребёнка”.
И. Г. Песталоцци
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. В связи с этим возникает потребность привлечения музея к воспитательно-образовательным отношениям, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением.
В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания. Время заставляет нас искать в музее социального партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.
Музейная педагогика создаёт условия для развития личности ребёнка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы, интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Её формы и методы способствуют развитию и совершенствованию познавательных, коммуникативно – речевых, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в обществе, а также реализуют актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Назначение создаваемых мини-музеев в ГБДОУ – вовлечь детей и их родителей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду. Создавая экспозицию, воспитатели, дети и родители участвуют в обсуждении тематики музея, приносят из дома экспонаты, изготовляют их своими руками, пополняя фонд музея. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, ему нельзя трогать экспонаты, а в мини- музеях не только можно трогать, но и нужно. Ребёнок- соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини- музей в группе ДОУ – это результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников ДОУ (проведение консультации, индивидуальная работа по распределению проектов), выбор места для мини- музея в группе, сбор экспонатов, оформление мини- музея с учётом эстетических норм и техники безопасности, разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами, разработка перспективно- тематического плана работы, в котором предусматривались бы не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники), открытие мини-музея с приглашением детей других групп, родителей.
Цели и задачи мини-музея:
- Реализация направления музейной педагогики, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
- Совершенствование традиционных и апробирование инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.
- Формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора.
- Развитие общих познавательных способностей детей (наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий).
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Формирование активной жизненной позиции, системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
- Воспитание культуры поведения в общественном месте.
- Построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Формы работы с родителями:
- Изготовление атрибутов для оформления мини-музея;
- Создание тематических альбомов;
- Анкетирование родителей;
- Фото-выставки и выставки детских работ;
- Родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи, деловая игра);
- Консультации, папки-передвижки;
- Экскурсия для детей и родителей;
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов;
- Досуговая форма общения (познавательно-игровая викторина, фольклорный или спортивный досуг, чаепитие)
Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:
опытно-исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов, мастер-классы, экскурсии (обзорная, “путешествие”), выставки, экспресс-выставки, познавательные беседы, экспериментирование, прогулки-походы, развлечения, досуги, игры (сюжетно- ролевые, дидактические, развивающие, театрализованные, драматизации), запись рассказов детей, использование ИКТ-технологии, КВН, викторины.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В нашем детском саду были организованы следующие мини-музеи: